Памятка для педагогов по помощи детям-жертвам
насилия
Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию
Поверить ему. Он
не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно
если он рассказывает очень эмоционально, с
подробностями, эмоции соответствуют пережитому
состоянию.
Не осуждайте его. Ведь
совершил насилие другой человек, а пострадал
ребенок.
Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая,
что понимаете всю тяжесть его страдания.
Не преуменьшайте его боли, говоря,
что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».
Не отвергайте его: если
он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх,
гнев, то это может нанести ему более глубокую рану,
чем само насилие.
Психологическая помощь детям – жертвам насилия
Психологическая работа направлена на преодоление
отчужденности ребенка путем установления
доверительного контакта и нейтрализации аффективного
состояния и в дальнейшем на коррекцию кризисного
состояния и поведения.
Цели психологического
сопровождения детей – жертв семейного насилия:
- формирование позитивной Я-концепции ребенка,
пострадавшего от насилия;
- совершенствование умений, навыков, способностей,
позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли,
чувства, поведение для установления доверительных
отношений с другими;
- восстановление чувства собственного достоинства и
положительного представления о самом себе;
- развитие и совершенствование социальных качеств
личности ребенка;
- коррекция «сексуализированного» поведения;
- формирование способности к самопринятию;
- выработка способности к самостоятельному принятию
решений.
Этапы психологического
сопровождения ребенка
Этапы психологического сопровождения ребенка
необходимо рассматривать через пошаговое решение
отдельных психологических задач:
Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.
Шаг 2. Установление терапевтического единства с
ребенком.
Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять
доверие.
Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.
Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.
Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному
выражению чувств.
Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.
Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о
злоупотреблении.
Шаг 9. Обучение умению видеть различия между
«хорошими» и «плохими» тайнами.
Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства
независимости и чувства собственного достоинства.
Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной
возрасту сексуальности.
Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового
расстройства.
Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.
Как помочь детям разобраться с их чувствами?
Дети показывают свои страдания и волнения при помощи
своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого
или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную
поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми,
когда он/она находится в стрессовом состоянии.
Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально
или невербально выражает.
Помогите детям научиться говорить о своих чувствах
вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите
разрешать проблемы словесно, а не физическим
методом.
Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши
собственные переживания, замечайте чувства ребенка
("Мне становится грустно, когда я спорю со своими
друзьями, возможно и тебе тоже").
Детей младшего возраста необходимо научить понимать
свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более
точно распознать их и справиться с ними.
Помогите детям научиться успокаиваться
самостоятельно, когда они расстроены. Например,
иногда ребенку постарше необходимо просто немного
времени побыть одному.
Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции
на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и
это нормально", "если что-то не работает, это тебя
раздражает").
Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на
прямой вопрос, если что-то не так. ("Ваня, ты
выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь
о своей мамочке").
Бывает так, что детям легче комментировать чувства
ребенка в контексте чувств большинства детей
("Большинству детей становится страшно и грустно,
когда их папа и мама ссорятся").
Тема: Профилактика и предупреждение насилия среди
несовершеннолетних
Проблема профилактики насилия над
несовершеннолетними носит не только педагогический,
но и социально-экономический характер. Она порождена
самой жизнью, теми процессами развития
социально-экономических отношений, которые
происходят в мире и в Беларуси. Одним из аспектов
проблемы насилия является жестокое обращение с
детьми и пренебрежение их интересами, и как
следствие, насилие в отношениях между детьми.
Источниками насилия для детей и подростков часто
являются их сверстники, родители или родственники,
соседи, случайные знакомые, страдающие психическими
аномалиями и имеющие глубокие психологические
проблемы, педагоги и воспитатели, а также школа как
социальный институт.
Рассматривая школу как институт социализации
личности, необходимо заметить, что качество процесса
социализации зависит от общей ориентации школы в
существующей системе общественных отношений.
Кроме того, эти требования несут в себе элементы
насилия. В традиционном обучении стремление педагога
добиться их выполнения приводит к возникновению
педагогического насилия, которое принимает
конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с
учащимися.
Таким образом, педагогическое насилие заложено в
самих технологиях традиционного обучения, и если
педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут
возникать и ситуации педагогического произвола.
Организацию ненасильственного учебно-воспитательного
процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с
учителя, расширяя его профессиональное самосознание,
формируя способность смотреть на процесс со стороны
и готовность к изменению и инновациям, направленным
на преодоление проблем образовательного процесса. С
этой целью полезными будут тренинги социальных
умений и практикумы педагогических действий,
направленные на профилактику насилия в школе.
Нельзя оставить без внимания и учащихся. С целью
профилактики насилия в подростковой среде
эффективными окажутся тренинги социальных умений и
реализация программ ненасильственного воспитания,
спроектированных на основе технологии
гуманистического воспитания.
В качестве мер по формированию ненасильственной
среды образовательного учреждения необходимо
выделить также:
- расширение свободы и возможностей выбора видов
деятельности;
- введение принципов «педагогики сотрудничества» и
«педагогической поддержки»;
- расширение системы совместной деятельности всех
субъектов образования;
- создание психологического климата взаимного
уважения и доверия;
- проведение семинаров по проблеме профилактики
насилия над несовершеннолетними для учителей всех
категорий в системе повышения квалификации;
- самообразование и овладение педагогов навыками
организации ненасильственного обучения и воспитания;
- организация педагогических и методических советов
по проблеме насилия в школе.
Обсуждая вопросы насилия, невозможно не говорить о
правах ребенка в образовательном учреждении.
Формы проведения: семинар,
семинар-практикум, круглый стол, тренинги социальных
|