ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

О ШКОЛЕ

ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ДОСТИЖЕНИЯ УО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ОДНО ОКНО

 

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

 

Олимпийское образование

www.noc-vitebsk.by

 

 

 

 

   В помощь педагогу

Памятка для педагогов по помощи детям-жертвам насилия

Если ребенок говорит вам, что подвергается насилию

Поверить ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию.

Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок.

Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания.

Не преуменьшайте его боли, говоря, что «не случилось ничего страшного, все пройдет…».

Не отвергайте его: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

Психологическая помощь детям – жертвам насилия

Психологическая работа направлена на преодоление отчужденности ребенка путем установления доверительного контакта и нейтрализации аффективного состояния и в дальнейшем на коррекцию кризисного состояния и поведения.

Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:

- формирование позитивной Я-концепции ребенка, пострадавшего от насилия;

- совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими;

- восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе;

- развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка;

- коррекция «сексуализированного» поведения;

- формирование способности к самопринятию;

- выработка способности к самостоятельному принятию решений.

Этапы психологического сопровождения ребенка

Этапы психологического сопровождения ребенка необходимо рассматривать через пошаговое решение отдельных психологических задач:

Шаг 1. Установление первичного контакта с ребенком.

Шаг 2. Установление терапевтического единства с ребенком.

Шаг 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.

Шаг 4. Преодоление страхов ребенка.

Шаг 5. Смягчение чувства утраты и вины.

Шаг 6. Обучению вербальному и невербальному выражению чувств.

Шаг 7. Обучение выражению и контролю агрессии.

Шаг 8. Создание оптимальных условий для рассказа о злоупотреблении.

Шаг 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.

Шаг 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.

Шаг 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.

Шаг 12. Терапия посттравматического стрессового расстройства.

Шаг 13. Терапия диссоциативных расстройств.

Как помочь детям разобраться с их чувствами?

Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его/её и будьте терпимыми, когда он/она находится в стрессовом состоянии.

Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.

Помогите детям научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.

Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").

Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними.

Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.

Убедите ребёнка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации ("Иногда дети пугаются и это нормально", "если что-то не работает, это тебя раздражает").

Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Ваня, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о своей мамочке").

Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей ("Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся").

 

 Тема: Профилактика и предупреждение насилия среди несовершеннолетних

Проблема профилактики насилия над несовершеннолетними носит не только педагогический, но и социально-экономический характер. Она порождена самой жизнью, теми процессами развития социально-экономических отношений, которые происходят в мире и в Беларуси. Одним из аспектов проблемы насилия является жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами, и как следствие, насилие в отношениях между детьми. Источниками насилия для детей и подростков часто являются их сверстники, родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, педагоги и воспитатели, а также школа как социальный институт.

Рассматривая школу как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений.

Кроме того, эти требования несут в себе элементы насилия. В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе взаимодействия учителя с учащимися.

Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения, и если педагог не в состоянии его нейтрализовать, то могут возникать и ситуации педагогического произвола.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, расширяя его профессиональное самосознание, формируя способность смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса. С этой целью полезными будут тренинги социальных умений и практикумы педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе.

Нельзя оставить без внимания и учащихся. С целью профилактики насилия в подростковой среде эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения необходимо выделить также:

- расширение свободы и возможностей выбора видов деятельности;

- введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»;

- расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования;

- создание психологического климата взаимного уважения и доверия; 

- проведение семинаров по проблеме профилактики насилия над несовершеннолетними для учителей всех категорий в системе повышения квалификации;

- самообразование и овладение педагогов навыками организации ненасильственного обучения и воспитания;

- организация педагогических и методических советов по проблеме насилия в школе.

Обсуждая вопросы насилия, невозможно не говорить о правах ребенка в образовательном учреждении.

Формы проведения: семинар, семинар-практикум, круглый стол, тренинги социальных

 

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ

«Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать»

ü  состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

ü  особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

ü  низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

ü  отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

ü  задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

ü  заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

 Памятка для педагогов

«КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ?»

Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.

Жестокое обращение - такая форма взаимоотношений между ребёнком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием причиняет младшей стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое и психологическое насилие.

 Физическое насилие - есть неслучайное причинение вреда здоровью ребёнка путём применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку или уход.

Психологическое насилие - есть понуждение ребёнка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путём угроз, уговоров, давления, а также унижение, оскорбление, издевательство, вы- смеивание.

Поведенческие и эмоциональные признаки:

- Отставание в учёбе.

- Брошенные дети: замедленная реакция, апатичность, отсутствие любопытства, интереса к окружающему.

 - Могут выглядеть голодными и постоянно усталыми.

- Сложности самоконтроля, тревожно-мнительное состояние,

Признаки поведения детей, подвергшихся домашнему насилию:

Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).

  • На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера.

  • На голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.

  • Частые жалобы на боль при отсутствии явных повреждений.

  • Буйное и агрессивное поведение или, напротив, замкнутость, боязливость, страх перед взрослыми.

       Признаки физической и психической запущенности:

  • постоянный голод, неопрятный вид, эмоциональные расстройства, трудности в обучении, пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, признаки отсутствия медицинской помощи, постоянная усталость и сонливость.

  • нежелание идти домой, отсутствие поиска защиты у родителей в критические для себя моменты.

  • Длительно сохраняющееся подавленное состояние, высокий уровень тревожности.

  • Склонность к уединению, проблемы социализации и т.д.

Помочь распознать жертву насилия может психолог.

Среди признаков поведения родителей, свидетельствующих о жестоком

 обращении с детьми, выделяют:

  • Несоответствие состояния ребенка его описанию родителем.

  • Необъяснимая отсрочка в обращении родителей за помощью в лечебное учреждение.

  • Попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба.

  • Отказ от посещения ребенка в стационаре.

  • Неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ребенка и т.д.

 

Алгоритм действий педагогов при обнаружении признаков насилия в отношении ребенка

Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

- информация от ребенка;

- информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

- информация от педагогов;

- информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

- результаты медицинского осмотра, наличие синяков, ссадин и др.;

- дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

-изменения в поведении ребенка, плохая концентрация внимания, неухоженность, апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка, нежелание идти домой, усталость и др.

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей либо лиц их замещающих, сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении ребенка:

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в отдел по образованию райисполкома и РОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

 

Уважаемые педагоги! Используйте в своей работе предложенные материалы по предупреждению травматизма детей на дорогах и в транспорте

Выступление агитбригады "ЮИД"

Утренник для начальных классов "Страна Светофория"

Урок безопасности "Правила поведения на зимней дороге"

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВО ВРЕМЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Календарь государственных праздников, праздничных дней,

 памятных дат

День знаний - 1 сентября

День белорусской письменности – первое воскресение сентября

Международный день мира – третий вторник сентября

Международный день памяти жертв фашизма – 14 сентября

Международный день охраны озонового слоя – 16 сентября

Всемирная акция «Очистим планету от мусора» ‑ 21-27 сентября

Всемирный день без автомобиля - 22 сентября

Международный день туризма - 27 сентября

День пожилых людей – 1 октября

Всемирный день охраны животных – 4 октября

День матери - 14 октября

День учителя ‑ 1-е воскресенье октября

Международный день школьных библиотек – 3-й понедельник октября

День памяти – 2 ноября

День Октябрьской революции – 7 ноября

Международный день энергосбережения -11 ноября

Всемирный день ребенка – 20 ноября

Международный день отказа от курения – 3-й четверг ноября

Всемирный день профилактики СПИДа – 1 декабря

Международный день волонтеров – 5 декабря

Всемирный день прав человека -10 декабря (отмечается с 1950г.)

День белорусского кино – 17 декабря

День заповедников и национальных парков – 11 января

Всемирный день водно-болотных угодий - 2 февраля

День юного героя-антифашиста – 8 февраля

День памяти воинов-интернационалистов – 15 февраля

День защитников Отечества – 23 февраля

Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом – 1 марта

День Конституции Республики Беларусь – 15 марта

Всемирный день поэзии – 21 марта

День Хатыни  - 22 марта

Всемирный день водных ресурсов - 22 марта

Международный день театра  – 27 марта (отмечается с 1965г.)

Час Земли - 30 марта

День птиц – 1 апреля

Международный день детской книги – 2 апреля

День единения народов Беларуси и России – 2 апреля

Всемирный день здоровья – 7 апреля (отмечается с 1948г.)

Международный день освобождения узников концлагерей - 11 апреля

День экологических знаний - 15 апреля

Международный день охраны памятников и исторических мест - 18 апреля

Международный день Земли - 22 апреля

Всемирный день книги – 23 апреля (отмечается с 1996г.)

Международный день молодежи - 24 апреля

День памяти Чернобыльской трагедии - 26 апреля

Праздник труда – 1 мая

Международный день солнца - 5 мая

День Победы – 9 мая

День Государственного герба и флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая

Международный день матери – 11 мая

Международный день семьи - 15 мая (отмечается с 1994г.)

Международный день климата -15 мая

Международный день музеев – 18 мая (отмечается с 1978г.)

Международный день биологического разнообразия  - 22 мая

День славянской письменности и культуры – 24 мая

День физической культуры и спорта – 3-я суббота мая

Международный день защиты детей – 1 июня

Всемирный день окружающей среды - 5 июня

День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны – 22 июня

День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля

 

 

 
 

ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ

УЧАЩИМСЯ

 

УЧИТЕЛЯМ

МГНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ

ЭТО АКТУАЛЬНО

ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

 

Материалы по предметам:   www.school.by

Российский образовательный сайт:www.it-n.ru

Интеллектуальный форум