|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ABITURIENT.BY | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тестовые материалы по профориентации
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каждому родителю приходится столкнуться однажды с потребностью
помочь собственному ребенку определиться в выборе той или иной
профессии. Каким образом сделать это ненавязчиво и как провести
хорошее занятие по профориентации? Рано или поздно, но перед
каждым школьником встает вопрос о том, куда же ему пойти учиться
дальше. Из-за неправильной методики обучения в школе, многие,
зачастую, достаточно долгое время не задумываются над тем, кем
же они хотят быть. Ученики теряются в море информации и чаще
всего получают не просто размытые сведения о той или иной
профессии, но и, иногда, в большей степени ложные. Из-за
искажения некоторых профессий, у некоторых учеников складывается
несколько другое впечатление от нее. Например, давно сложившееся
мнение о том, что легкая профессия адвоката очень прибыльна,
следует давно развенчать, поскольку адвокатов много, некоторые
из них так и не нашли работу по профессии, а учиться на нее
необходимо долго, к тому же, сам процесс обучения достаточно
сложн...
взято с http://veselajashkola.ru/shkolnikam/proforientaciya-shkolnikov-kuda-pojti-uchitsya/
Каждому родителю приходится столкнуться однажды с потребностью
помочь собственному ребенку определиться в выборе той или иной
профессии. Каким образом сделать это ненавязчиво и как провести
хорошее занятие по профориентации? Рано или поздно, но перед
каждым школьником встает вопрос о том, куда же ему пойти учиться
дальше. Из-за неправильной методики обучения в школе, многие,
зачастую, достаточно долгое время не задумываются над тем, кем
же они хотят быть. Ученики теряются в море информации и чаще
всего получают не просто размытые сведения о той или иной
профессии, но и, иногда, в большей степени ложные. Из-за
искажения некоторых профессий, у некоторых учеников складывается
несколько другое впечатление от нее. Например, давно сложившееся
мнение о том, что легкая профессия адвоката очень прибыльна,
следует давно развенчать, поскольку адвокатов много, некоторые
из них так и не нашли работу по профессии, а учиться на нее
необходимо долго, к тому же, сам процесс обучения достаточно
сложн...
взято с http://veselajashkola.ru/shkolnikam/proforientaciya-shkolnikov-kuda-pojti-uchitsya/
Каждому родителю приходится столкнуться однажды с потребностью
помочь собственному ребенку определиться в выборе той или иной
профессии. Каким образом сделать это ненавязчиво и как провести
хорошее занятие по профориентации? Рано или поздно, но перед
каждым школьником встает вопрос о том, куда же ему пойти учиться
дальше. Из-за неправильной методики обучения в школе, многие,
зачастую, достаточно долгое время не задумываются над тем, кем
же они хотят быть. Ученики теряются в море информации и чаще
всего получают не просто размытые сведения о той или иной
профессии, но и, иногда, в большей степени ложные. Из-за
искажения некоторых профессий, у некоторых учеников складывается
несколько другое впечатление от нее. Например, давно сложившееся
мнение о том, что легкая профессия адвоката очень прибыльна,
следует давно развенчать, поскольку адвокатов много, некоторые
из них так и не нашли работу по профессии, а учиться на нее
необходимо долго, к тому же, сам процесс обучения достаточно
сложн...
взято с http://veselajashkola.ru/shkolnikam/proforientaciya-shkolnikov-kuda-pojti-uchitsya/
Лучше всего спросить у школьника, о какой профессии ему будет
интересно услышать и, собрав нужную информацию, можно будет даже
в домашней обстановке провести вечер за обсуждением этой темы. В
идеале, нужно проводить хотя бы раз в неделю около часа вместе с
ребенком, объясняя ему те или иные виды профессии. Нужно, чтобы
школьник получил не только наиболее полный объем информации, но
и узнал о плюсах и минусах какой-либо профессии, где происходит
основная работа, какие должности может занимать человек этой
профессии и какими правами и обязанностями он будет обладать. В
таком случае, обдумав полученную информацию, ребенок сможет
самостоятельно выбрать для себя наиболее подходящую для него
занятость. Зачастую школьник сталкивается с проблемой выбора
профессии после девятого, либо после одиннадцатого класса. В
хаотичном потоке информации бывает достаточно сложно вычленить
стоящую, к тому же, многие учителя, да и родители тоже,
навязывают свои предпочтения в той или иной профессии, давят ...
взято с http://veselajashkola.ru/shkolnikam/proforientaciya-shkolnikov-kuda-pojti-uchitsya/
Введение
Возросшие требования современного высокотехнологичного
производства к уровню профессиональной подготовки кадров
актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи,
поскольку профессиональные намерения значительной части
выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики
Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения
кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка
компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации
в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно
проектировать и реализовывать свои образовательные и
профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей
жизни.
Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только
проблемой педагогической, но и общественной. Сущность
профориентации как общественной проблемы проявляется в
необходимости преодоления противоречия между объективно
существующими потребностями рынка труда в сбалансированной
структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися
субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду. Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов. Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии. В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди
выпускников школ из года в год популярностью пользуются только
несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В
большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не
потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее
выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство
для определенного престижа и популярности в обществе.
Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Заместитель председатель Совета Министров Республики Беларусь А.Н.Косинец в своем интервью заместителю главного редактора журнала «Вышэйшая школа» определил: «… глубоко убежден в необходимости усилить профориентационную работу в школе: заблаговременно знакомить учащихся с различными профессиями, уровнем оплаты и условиями работы в различных сферах деятельности, приглашать для этого специалистов-практиков с предприятий и организаций. Профориентация существует не для того, чтобы увеличить конкурс в высшее учебное заведение, а для того, чтобы в последующем «не потерять» студента, который поступил в вуз. Мы «теряем» по некоторым специальностям более 10 процентов студентов в год, которые либо отчисляются за неуспеваемость, либо сами уходят или же, окончив учебное заведение, приступив к работе по специальности, приходят в ужас – «не о том мечтали». Ежегодно из-за неправильного выбора профессии отчисляются по собственному желанию 2,8 процента студентов, более 5 процентов молодых специалистов после окончания срока обязательной работы по направлению (два года) меняют род своих занятий, приобретают другую профессию. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей» (Косинец, А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономики государства / А.Н.Косинец // Советская Белоруссия. - 2007. – 30 октября. – С.11-14. ). На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Основные компоненты системы профориентации школьников
Система профориентации школьников – это организованная,
управляемая деятельность различных государственных и
общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а
также семьи, направленная на совершенствование процесса
профессионального и социального самоопределения школьников в
интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты. Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников. Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией. Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность. Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения. Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися. Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Задачи:
При неизменной общей цели конкретная цель и задачи работы каждой
школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях,
степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в
данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных
задач в значительной степени зависит и от качества работы по
каждому из этих направлений.
Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий. В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация. Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость. Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека. Например, проведенный учителем биологии УО «ГОСШ № 12 г.Витебска» Соломахиной М.В. анализ профориентационных возможностей курса общей биологии средней школы свидетельствует о достаточно объёмном профессиональном ареале предмета. Он включает более 60 профессий и специальностей, относящихся к типу «человек-природа» по классификации Я.А.Климова, за исключением медицинских профессий (смешанный тип: «человек-природа», «человек-человек»), которые условно можно распределить на 4 сегмента: 1. Цитологический сегмент: биохимик, биофизик, гистолог, цитолог, физиолог, биомеханик.
4. Экологический сегмент: радиобиолог, эколог, этолог,
фитоценолог, зооценолог, агроном, медик-эколог, фитопатолог.
Профессиональные сведения об этих профессиях включены в разделы курса общей биологии. Так, в разделе «Клетка – структурная и функциональная единица жизни», раскрывается смысл профессиональной деятельности цитолога, в разделе «Организм – биологическая система» – смысл деятельности эмбриолога, гистолога, биохимика, биофизика, а при изучении раздела «Наследственность и изменчивость» – деятельность генетика, биоэтика, который вынужден принимать этические решения в области наук о человеке. В курсе биологии 11-го класса при изучении тем: «Эволюция живых систем», «Происхождение жизни на Земле», «Хозяйственная деятельность человека» уделяется внимание изучению смысла профессиональной деятельности палеонтолога, систематика, эволюциониста, радиобиолога, медика-эколога, селекционера, инженера-генетика и других. На таких уроках профессиографическое исследование должно быть выделено в самостоятельный вид деятельности учащихся. Ученикам может быть рекомендовано написание профессиограммы по данному направлению деятельности, и желательно, чтобы поиск проходил непосредственно на рабочем месте профессионала. Только тогда возможна реализация интегрированной задачи – подготовленности личности к профессионально-образовательной деятельности. Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраиваетсятаким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся. Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей. С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня в школах разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику (см. Приложение 1). Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности. Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей. Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии. Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.
Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах
деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной,
коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются
школьные и городские планы работы по профориентации (см.
Приложение 2).
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе. Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:
Классный руководитель: опираясь на концепцию,
образовательную программу и план воспитательной работы школы:
Учителя-предметники:
Библиотекарь:
Социальный педагог:
Педагог - психолог:
Медицинский работник:
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
Для усиления профориентационной работы, которая является
неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки и профильного
обучения в школах области ведется целенаправленная работа по
конструированию целостной системы профориентации с учетом
возрастных и индивидуально-типологических особенностей
школьников, уровня готовности мотивации к совершению
сознательного профессионального выбора. Педагогические
коллективы постоянно ищут и находят такие пути развития, при
которых нормой становится творческое самоопределение школьников,
реализация исследовательских программ, проектов, в которые
включаются учителя, учащиеся, родители, представители
общественности (см. Приложения).
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся выделяются 4 основных этапа, ставятся профориентационные задачи с учетом их условного деления на три критерия: когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях); мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей); деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов). Начальной точкой профориентации является дошкольная группа. Через мир ролевой игры ребёнок обогащает представления о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей своей Родины. Детская игра, в которой ребенок «примеряет на себя» разные профессиональные роли, помогает воспитателю лучше познать детей, узнать их склонности и интересы, нереализованные желания, жизненные позиции, отношения с окружающими.
Основные ступени и этапы управления системой
профориентации в школе
I ступень общего среднего образования
I.1. Начальная школа (1-4 классы). С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.
II ступень общего среднего образования
II.1. Основная школа (5-7 классы). Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. II.2. Основная школа (8-9 классы). Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
III ступень общего среднего образования
III.1. Старшие классы (10-11(12) классы). Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии. |